Педагогам и сотрудникам

Методические материалы


 

Практикум

«Приёмы обучения детей игре на деревянных ложках»
( для обучения педагогов и воспитателей )
 

                                               

Вольск 2023

Цель: обучение педагогов игре на деревянных ложках в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
· Познакомить участников с традициями народной культуры, с историей
русского сувенира – деревянной ложки;
· Обучить педагогов мастер-класса с методами и приёмами игре на
деревянных ложках, применяемыми на музыкальных занятиях и во
внеурочной деятельности;
· Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их
мотивацию на системное использование в практике;
· Создать условия для приобретения педагогами своего профессионального
стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах
деятельности.
Материалы и оборудование:  деревянные ложки,
ударные и шумовые музыкальные инструменты.
 

Актуальность темы.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Приоритетной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально развивать в игре индивидуальность. Играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра - могущественное оружие для укрепления способностей
мыслить и для развития сознания» (Э. Жак-Далькроз).
 

Необходимость ложки люди поняли давно, именно поэтому её начали использовать как столовый прибор уже в древние времена.

Когда же ложка добралась до Руси-матушки? При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов. Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек –разных цветов, размеров, форм, из различных материалов.

Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства – Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты. На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет).

На этой ноте мы и начнём с вами учиться играть на ложках. Готовы?

Активная форма работы с участниками практикума Приёмы и
обучение детей игре на деревянных ложках.

В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных ударных инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его возрастным психо- эмоциональным состоянием. Можно предположить, что как только человек во время приёма пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем, сообразительный русский народ придумал множество приёмов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Игра двумя ложками.

Самый простой приём игры на ложках. Черенки ложек находятся в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества. (щелчок)

Полость черпака одно ложки зажата в ладони (обычно левой руки). Удар производиться обычно другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет  роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты.  Дети этому приёму придумали название «лошадка», так как при последовательном чередовании звуков различной высоты, создаётся имитация цоканья копыт лошади. Высокий или низкий, глухой или звонкий - всё это ребёнок слышит, когда он играет на ложках «лошадку». Он не просто воспроизводит какие – то звуки, а учиться анализировать и сравнивать услышанное.

Игра двумя ложками «Солнышко»

Выполняются удары ложку о ложку начиная снизу – вправо – вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом направлении (по кругу).

 Игра двумя ложками «Маятник».

Это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника.
Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

 

Игра двумя ложками «Коленочки».

Ритм можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, производить удары.

(щелчок)
Игра двумя ложками «Мячик»

Обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

Игра двумя ложками «Качели».

Ложки держат в правой руке; между их черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-3 см), черенки ложек зажаты в ладони руки. Удары осуществляются:
- по ладони левой руки;
- по правой и левой ногам (место немного выше колена);
- по ноге и ладони, которая находится над ногой;
- по плечу и ладони (тремоло).

Игра двумя ложками «Трещотка».

Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

 Игра двумя ложками «Глиссандо».

Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям. Исполнители-виртуозы при игре на двух ложках задействуют для произведения ударов практически любую часть их тела, начиная от ступней ног и заканчивая затылком.

 Игра тремя ложками.

«Тремоло» - две ложки зажимаются в левой руке: их черпаки находятся со стороны ладони, а черенки (у основания черенка) зажаты между большим- указательным и средним - безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сторонами с интервалом между ними 3-5 см. Третья ложка находится в правой руке. Черпачок ложки, зажатой в правой руке, тремолирует между черпаками, черенками ложек, которые находятся в левой руке, а также наносит всевозможные прямые и скользящие (глиссандирующие) удары.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
Игра на четырёх ложках.
В каждой руке находится по две ложки, которые закреплены в руках так, как в четвертом приеме пара ложек в левой руке. Прямые удары чередуются в этом приеме с глиссандирующими. (щелчок) Помимо описанных выше шести приёмов, которые являются основными, существует ещё много разновидностей игры на ложках. Например, в каждой руке создается своеобразный веер: по четыре ложки за черенки зажимаются между пальцев рук таким образом, чтобы черпаки ложек  были обращены друг к другу выпуклыми сторонами. Когда исполнитель ударяет ложками друг о друга или совершает ими глиссандирующие удары, то они не только самобытно звучат, но и очень зрелищно смотрятся в процессе игры. Для удобства целесообразно ложки закрепить на двух небольших деревянных брусках,
что позволит значительно облегчить процесс подготовки инструмента к игре, облегчить процесс подготовки инструмента к игре, а также, вследствие жесткой фиксации ложек, улучшить технические возможности инструмента.
 

 Совместная игра в ансамбле.
Совместная игра педагогов в ансамбле под белорусскую мелодию «Бульба»
На этой веселой ноте мы заканчиваем практикум.
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

Список источников информации и иллюстраций:
· С. C. Газарян «В мире музыкальных инструментов» 2-е изд. – Москва,
Просвещение, 1989.
· Т.Э. Тютюнникова. «Бим! Бом! Бом! Сто секретов музыки для детей». Игры
звуками. Издательство: СПб: ЛОИРО Год издания: 2003г.
· Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы.
(Дошкольное воспитание,1997г.)
· Журнал "Справочник музыкального руководителя" № 0, 2012 год.
· К. Пино «История деревянной ложки»

  • http://dreamreflex.ru/2010/12/13/igranalogkah/ - Ложки что это и откуда пошло?
    - историческая справка
  • http://www.hnh.ru/handycraft/Wooden_spoons - ремёсла, промыслы, рукоделия
  • http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/855-2011-03-29-10-48-42.html -
    творчество, рукоделие.
  • http://www.masteras.ru/catalog/shum/lozhki/ - приёмы игры на ложках
  • http://dreamreflex.ru/2010/12/13/igranalogkah

Локальные нормативные акты

Профсоюзная организация

  • Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза
  • Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
  • Улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни членов профсоюза
  • Информирование членов профсоюза о работе профсоюзной организации
  • Приём и учёт членов профсоюза, организационные мероприятия
  • Вовлечение членов профсоюза в профсоюзную работу

Цель работы профсоюзной организации — защита профессиональных, трудовых, социально–экономических прав и интересов работников, повышение их социального статуса

Состав профкома:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА:

Ромашина С.А.

СЕКРЕТАРЬ: Туртаева С.Ю.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

Курылёва С.В.

Момро А.Н.

Пакина М.П.

КУЛЬТМАССОВЫЙ СЕКТОР:

Ревенко Е.Е.

Вдовина Л.В.

  

Документы профсоюза детского сада

Статистические отчёты

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie